Краевое государственное общебразовательное бюджетное учреждение Спасская специальная (коррекционная) школа-интернат

РЕШАЕМ ВМЕСТЕ
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Уважаемые коллеги!

В словаре русского языка Ожегова коррупция трактуется как "моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами".

Международные нормативно-правовые акты трактуют понятие коррупции в как злоупотребление доверенной властью ради личной выгоды. Безусловно, данное понятие шире, чем определение российского законодательства, это позволяет охватить больший круг противоправных деяний.

Современные исследователи стремятся уточнить содержание понятия «коррупция», проанализировать и систематизировать основные подходы к ее исследованию; осуществить типологию коррупционных действий и отношений; охарактеризовать влияние коррупции на функционирование и развитие общественных систем; раскрыть социокультурные основания коррупционных действий и отношений в современной России; проанализировать и систематизировать формы проявления коррупции в современном российском обществе; оценить праксеологические возможности различных антикоррупционных концепций и программ.

Коррупция, рассматриваемая в первую очередь, как социальный феномен, представляет собой использование государственными служащими их должностного положения в личных корыстных целях и приносящее ущерб государственным и общественным интересам. Она является специфическим компонентом изменчивой структуры отношений между государством и обществом.

Аномально высокий уровень развития коррупционных отношений в современной России обусловлен как жестким доминированием, господством интересов государственного аппарата над интересами общественных (гражданских) структур и частных лиц, так и доминирующими в общественном сознании субъективными оценками и ценностными установками, рассматривающими совершение коррупционных действий в качестве обычного, «нормального» вида поведения.

Нынешний этап развития системы властных отношений в российском обществе характеризуется воспроизводством множества форм проявления коррупционной деятельности, к которым относятся взяточничество, теневой лоббизм, фаворитизм и непотизм (использование личных связей и влияния), коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования и - политическая коррупция. Наличие этого видового многообразия коррупционных моделей и их устойчивого воспроизводства в значительной степени задано теми социокультурными основаниями, которые следует учитывать в процессе реализации антикоррупционной деятельности в современном российском обществе.

Виды действий квалифицируются как взяточничество.

имущественный характер выгоды;

незаконность ее предоставления;

*  предоставление такой выгоды за совершение действий (бездействия), связанных с использованием служебного положения должностного лица;

* получение ее должностным лицом.

Уголовную ответственность влечет взятка, которая может быть как явной, так и прикрытой (замаскированной, завуалированной).

Прикрытая взятка дается, например, под видом подарков родственникам. «Если имущественные выгоды в виде денег, иных ценностей, оказания материальных услуг предоставлены родным и близким должностного лица с его согласия либо если он не возражал против этого и использовал свои служебные полномочия в пользу взяткодателя, действия должностного лица следует квалифицировать как получение взятки».

Если в качестве предмета взятки используются материальные ценности и вещи, оборот которых в РФ запрещен или ограничен, это ставит в обязанность правоприменителю дополнительно квалифицировать взяточничество по совокупности с преступлениями, предусмотренными статьями УК РФ, которыми установлена ответственность за их незаконный оборот.

Когда предметом взятки являются предметы, изъятые из оборота, то содеянное квалифицируется по совокупности с преступлением, представляющим собой незаконный оборот соответствующих предметов.

предмет взятки — драгоценные металлы

В случаях, если взяткополучатель является должностным лицом, в обязанности которого входит контроль за оборотом предметов, изъятых из оборота, то содеянное необходимо дополнительно квалифицировать по ст.ст. 285 и 286 УК РФ, поскольку взяткодатель совершает еще и злоупотребление должностными полномочиями и превышение власти. Здесь обязанности должностного лица определяются его служебными полномочиями и связаны с осуществлением прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности.

Формы коррупционных и экономических преступлений в образовании.

*    Формы коррупционных и экономических преступлений в образовании: нецелевое использование и хищение бюджетных средств;

*      злоупотребление и превышение должностных полномочий; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения;

*     получение и дача взятки; изготовление и сбыт поддельных документов об образовании; использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании;

*      совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях и др.

В Докладе Общественной палаты «Об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики за 2012 год», отмечено, что в сфере образования имеются следующие области, где наиболее ярко заметны проявления коррупции:

– прием в образовательные организации (в детские сады, коррекционные детские сады, школы, образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшего образования);

– перевод обучающихся внутри образовательных организаций и между образовательными организациями; отчисление обучающихся из образовательных организаций в связи с не освоением ими образовательной программы;

– подготовка и сдача курсовых, дипломных работ, подготовка и защита диссертаций;

– проведение промежуточной и итоговой аттестации, в первую очередь ЕГЭ, проведение итоговой аттестации в высших учебных заведениях;

– привлечение дополнительных финансовых средств, связанное с получением необоснованных финансовых выгод за счет обучающегося, в частности, получение пожертвований на нужды детских садов и школ, как в денежной, так и в натуральной форме, расходование полученных средств не в соответствии с уставными целями некоммерческой организации и т.п.;

– создание преференций детям из обеспеченных семей, из семей чиновников в детском саду или школе в ущерб иным обучающимся детям;

– лицензирование и государственная аккредитация образовательных организаций;

– распределение государственных (муниципальных) заданий между подведомственными учреждениями, реструктуризация сети образовательных учреждений;

– утверждение в качестве рекомендованных структурами Министерства науки и образования учебников и учебных пособий;

– прием работников в образовательную организацию, привлечение исполнителей по гражданско-правовым договорам;

– использование имущества образовательных организаций;

- повышенные коррупционные риски при принятии решения о назначении стипендий, переводе с платной формы обучения на бесплатную;

- существенно повышаются коррупционные риски в случаях, когда родственники, члены семьи выполняют в рамках одной образовательной организации исполнительно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.

Что относится к основным причинам коррупции в образовании.

Основные причины коррупции в образовании:

- несовершенство законодательства и пробелы правового регулирования в области образования;

- недостатки организационно-контрольных механизмов;

- ряд социально-экономических проблем, не разрешаемых на протяжении нескольких лет;

- отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли;

- неразвитость институтов гражданского общества, гражданская пассивность (инфантилизм), правовой нигилизм граждан;

- непрозрачность системы образования в целом, эффективности расходования бюджетных средств (отсутствие общественной экспертизы принимаемых решений);

- отсутствие реальных механизмов участия общества в реализации принципа государственно-общественного характера управления образованием;

- разобщенность школы и общественных организаций, призванных обогатить опыт детей и молодежи реальной практикой гражданского служения обществу.

Наверх