Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Вход в здание школы-интерната оборудован кнопкой вызова персонала. Смонтированы широкие входные двери, Пути движения от входа в учреждение в холл здания, коридор и кабинеты 1 этажа не имеют припятствий. Вывеска учреждения, схема движения в здании, названия кабинетов продублированы шрифтом Брайля. На первом этаже учреждения имеется санитарно-гигиенические помещения (туалет, оборудованный для граждан с инвалидностью). Кабинеты администрации, медицинский кабинет, столовая, учебные классы расположены на 1 этаже здания.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2025 годы
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
На сегодняшний день в КГОБУ Спасская коррекционная школа интернат обучается 179 воспитанников, из них 47 учеников, которым требуется создание особых условий обучения и воспитания.
Таблица 1. Количество обучающихся с особыми образовательными потребностями.
2017-2018 учебный год |
2018-2019 учебный год |
2019-2020 учебный год |
2020-2021 учебный год |
33 обучающихся |
34 обучающихся |
41 обучающийся |
47 обучающихся |
С 2016 года коллектив КГОБУ
Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, организован безбарьенный доступ в кабинеты, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности.
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2017 году за счет краевого бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами: мобильный гусеничный лестничный подъемник, оборудование для сенсорной комнаты, логопедического кабинета, кабинета психолога, спортивного зала.
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:
Федеральный закон от 03.05.2012г. № 46-ФЗ«О ратификации Конвенции о правах инвалидов»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от29.12.2012г №273-ФЗ
Федеральный закон № 419-ФЗ от 01.12.2014 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Приказ Минтруда России от 31.07.2015г. № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»
Письмо Минобрнауки России от 19 февраля 2016 г. № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
Письмо Минобрнауки России от 13 ноября 2015 г. № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минобрнауки России от 2 февраля 2016 г. № ВК-163/07 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минобрнауки России от 13 января 2016 г. № ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций»
Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
С 2016 года коллектив КГОБУ Спасская КШИ работает над проблемой «Реализация модели здоровьесбережения школы как механизма повышения качества образования», решение которой предполагает организацию инклюзивной образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Целью данной программы является обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса.
Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база:
1. Устав КГОБУ Спасская коррекционная школа интернат, где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.
2. Положение о реализации инклюзивной практики в КГОБУ Спасская КШИ.
3. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы.
4. Программа коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ).
Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; Все необходимое оборудование обеспечивает использование ИКТ в учебной и во внеурочной деятельности, в инновационной, эксперементальной и проектной деятельности.
Материально-техническое обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса.
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, логопед, преподаватель адаптивной физкультуры, классный руководитель, учитель-предметник, воспитатель. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Педагоги, ведущие занятия работают по адаптированным программам.
Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, организован безбарьенный доступ в кабинеты, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности
В рамках реализации государственной программы «Доступная среда» в 2017 году за счет краевого бюджета осуществлена поставка оборудования, которое используется в процессе обучения детьми-инвалидами:
Сенсорная комната
Сенсорная комната - это идеальная среда для отдыха, расслабления и развития, способствующая улучшению эмоционального стояния, снижению беспокойства и агрессивности, снятию нервного возбуждения и тревожности, активизации мозговой деятельности, ускорению восстановительных процессов заболеваний.
Наполняемость сенсорной комнаты
Кабинет логопеда
Основное назначение логопедического кабинета - это создание условий для проведения коррекционных занятий с обучающими КГОБУ Спасская КШИ, имеющими речевые нарушения. Логопедический кабинет располагается на втором этаже КГОБУ Спасская КШИ, в учебном корпусе. С учетом задач работы школьного логопеда помещение территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение.
Цвет стен, пола, мебели подобран по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете установлена в контексте общей композиции и в соответствии требованиями СанПиН.
Кабинет предназначен для проведения различных видов групповой, подгрупповой и индивидуальной работы с общим числом участников до 4 человек, а также для консультативной работы.
Оснащение логопедического кабинета
Кабинет психолога
Специализированный кабинет педагога-психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в школе — системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации , адаптации и социализации.
Оснащение кабинета педагога-психолога
Спортивный зал
Для коррекции и реабилитации нарушений опорно-двигательной аппаратуры у детей в школе создан зал адаптивной физической культуры. Формы проведения занятий: индивидуальные и групповые.
Цель коррекционных занятий: создание при помощи физических упражнений и специальных двигательных режимов предпосылок для успешной бытовой, учебной, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, их интеграции в обществе.
Задачи:
- коррекция порочных установок опорно-двигательного аппарата (конечностей, отделов позвоночного столба и др.); преодоление слабости (гипотрофии, атрофии) отдельных мышечных групп;
- улучшение подвижности в суставах (профилактика или разработка контрактур);
- нормализация тонуса мышц (коррекция позно-тонических реакций);
- улучшение мышечно-суставного чувства (кинестезии) и тактильных (кожных) ощущений;
- формирование компенсаторной гипертрофии определенных мышечных групп (усиление развития той группы мышц, которая вынуждена взять на себя функции ослабленной, парализованной);
- улучшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.
Зал оснащен спортивно-игровым оборудованием, физкультурным оборудованием и инвентарём:
Слесарные и столярные мастерские предназначены для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Доступность к ним безпрепятственная. Швейные мастерские расположены на 2 этаже здания школы-интерната, что для маломобильных детей затруднительно, но возможно с дополнительной помощью.
Библиотека приспособленна для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: доступность школьной библиотеки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – избирательная (с дополнительной помощью для маломобильных людей).
Объекты спорта предназначены для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (оборудование, проходы в спортивный зал не приспособлены для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата (маломобильных людей) ввиду отсутствия запроса со стороны потребителя образовательных услуг, спортивная площадка отсутствует).
Средства обучения и воспитания. Статья 35 ФЗ-273 "Об образовании в РФ"
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
Реализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80 % информации обучающиеся воспринимают зрительно мы используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. При использовании наглядных средств соблюдается ряд условий: применяемая наглядность должна соответствовать возрасту обучающихся; наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует только в соответствующий момент занятия или урока; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала; наглядность должна быть эстетически выполнена; наглядность должна быть хорошо видна с последней парты; привлекать самих учащихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве. К проведению демонстраций предъявляют следующие требования: демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты. Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом обучающегося к демонстрационному столу. Во время демонстрации учитель выбирает позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным: недостаток наглядности снижает качество обучения, а избыток наглядности рассеивает внимание, утомляет, снижает степень познавательного интереса. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности.
В учреждении используются средства обучения и воспитания:
Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, и т.д.);
Визуальные (зрительные):
- таблицы по истории, биологии, географии, математике, русскому языку, литературе, технологии, начальным классам;
- карты по истории и географии;
- картины по русскому языку, литературе;
- портреты по всем учебным предметам;
- натуральные объекты по биологии;
- модели, муляжи по биологии, географии, математике, начальным классам;
Механические визуальные приборы:
- компас
Аудиальные (слуховые):
- магнитофоны;
- музыкальный центр ;
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые):
- звуковые фильмы;
Средства, автоматизирующие процесс обучения:
- компьютеры (нетбуки);
- мультимедийное оборудование ;
- интерактивная доска
Словесные
- учебники;
- художественная литература;
- словари;
- другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.
1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов педагога и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
Это классные, клубные часы, часы общения, общешкольные праздники и внеклассные мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность обучающегося, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на обучающихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к обучающимся, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.
Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:
а) выясняют условия совместного выполнения задания;
б) организуют его взаимное обсуждение;
в) фиксируют ход совместной работы;
г) обсуждают полученные результаты;
д) оценивают успехи каждого;
е) утверждают самооценки членов группы;
е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;
ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:
1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;
2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;
3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);
4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3. Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через
- дежурство по классу, школе;
- работа на пришкольном участке;
- летняя трудовая практика;
- операция "Чистый двор"
- операция "Уют"
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр:
- организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- спортивные;
- сюжетно-ролевые.
Охрана здоровья обучающихся. Статья 41 ФЗ - 273 "Об образовании в РФ"
Здоровьесберегающая инфраструктура школы - интерната включает:
Таким образом, в школе-интернате создана основа здоровьесберегающей среды.
Организация физкультурно-оздоровительной работы включает:
строгое соблюдение здоровьесберегающего режима (смена деятельности, контроль осанки и т.д.);
организацию физкультминуток на уроках и внеклассных мероприятиях, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
Правильно организованная физкультурно-оздоровительная работа является основой рациональной организации двигательного режима обучающихся с ОВЗ и способствует нормальному физическому развитию и двигательной активности, позволяет повысить адаптивные возможности организма и является средством сохранения и укрепления здоровья.
Профилактика заболеваний и динамическое наблюдение за состоянием здоровья включает:
Приоритет здоровья – главная отличительная особенность школы – интерната. Грамотная забота о здоровье является обязательным условием образовательного процесса, что определяет последовательное формирование в школе – интернате здоровьесберегающего пространства, в котором все педагоги, специалисты, учащиеся и их родители согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигнутые результаты.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
Услуги сети интернет Доступ к сети интернет обеспечивается в соответствии с договором оказание телематических услуг об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом.
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обучающиеся имеют неограниченный доступ:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Медиатека образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru/wps/portal/
Во время проведения занятий где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, примененяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.
Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник.
Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Это:
· мультимедийные комплексы (проектор и экран),
· интерактивные доски,
· телевизоры,
· видео ДVД,
· МФУ.
КГОБУ Спасская КШИ имеет спальный корпус на 13 спален - 66 койко - мест.